Основные типы рыночных структур несовершенной конкуренции

Выдающийся вклад в анализ рынка несовершенной конкуренции внесли такие экономисты, как А. Курно, Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Дж. Хикс и др. Для лучшего понимания механизма рынка несовершенной конкуренции важно рассмотреть классификацию рыночных структур. При этом яснее будут видны различия между совершенной и несовершенной конкуренцией.

Подробнее...

Максимизация прибыли

Прежде чем анализировать условия максимизации прибыли, сравним вначале кривые спроса на товар двух фирм — представителей совершенной и несовершенной конкуренции. Из этих графиков видно, что совершенно конкурентная фирма может продать, сколько она хочет, не оказывая при этом влияния на рыночную цену. Следовательно, линия спроса на ее продукцию горизонтальна. Невозможность влиять ны рыночную цену связана с относительно небольшим объемом производства у фирм, входящих в отрасль. Поэтому сколько бы фирма-совершенный конкурент ни поставила товара на рынок, все равно это количество слишком мало, чтобы оказывать воздействие на сложившуюся на рынке цену.

Подробнее...

Ценообразование в условиях олигополии

Рассмотренные выше примеры построены, как уже отмечалось, применительно к крайнему случаю несовершенной конкуренции — случаю «чистого» монополиста. Однако в реальной действительности такая ситуация весьма редка. Современные рыночные структуры более точно было бы охарактеризовать термином «олигополия». Дословно термин «олигополия» означает «немного продавцов». Это тип рынка, при котором несколько крупных фирм захватывают производство и сбыт основной массы продукции.

Подробнее...

Монопсония

Предыдущий анализ был связан с монополией как феноменом определенной власти над рыночной ценой со стороны продавца. Но известный контроль над ценами может быть и со стороны покупателя. Если термин монополия означает «один продавец», то монопсония — «один покупатель».

Подробнее...

Максимизация прибыли и ценовая дискриминация

В условиях совершенной конкуренции власть монополиста над ценой тесно связана с эластичностью спроса. При прочих равных условиях, чем меньше эластичность спроса покупателей, тем больше возможностей для установления высоких цен у фирмы-монополиста. В связи с этим может возникнуть ситуация, когда фирме выгодно разделить свой рынок: продавать один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам, причем различия в ценах не обусловлены различиями в издержках производства.

Подробнее...

Потери от несовершенной конкуренции

Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции.

Подробнее...

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство и регулирование экономики

При всех неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у нее есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни.

Подробнее...